Автомобильные дороги: взгляд в будущее
Об «Инновационной дороге» начали говорить ещё в 2011 году, когда находившийся на посту президента Дмитрий Медведев поручил правительству РФ реализовать имеющиеся технологические разработки с целью улучшения состояния дорог в России, а также усиления безопасности дорожного движения как такового. Уже в I квартале 2012 года от московских властей последовали первые инициативы. Пилотный проект, включающий в себя новые технологии в области организации безопасного дорожного движения, планировалось реализовать на Покровке и Маросейке. Правда, окончательно планы удалось согласовать и внедрить лишь осенью, что отсрочило саму реализацию на неопределённый срок. В ноябре 2012 проект был презентован общественности на форуме «Открытые инновации».
Напомним, что суть проекта «Инновационная дорога» лежит в приёме предложений от различных компаний и отборе наиболее высокотехнологичных, современных и рациональных. В качестве испытательных полигонов были выбраны три автомагистрали разных типов:
- региональная автомобильная дорога (участок по P-125 от Касимова до Дмитриево);
- отрезок дороги Р-239 от посёлка Бавлы до села Шали в Татарстане;
- городская автодорога (участок Пятницкой улицы от Кадашевской набережной до Садового кольца).
Цель испытаний — выбрать действительно лучшие технологические решения и дорожно-строительные материалы, чтобы их потом можно было использовать в масштабах всей России. Но главное — это изменить, наконец, стандарты, по которым проектируются, строятся и реконструируются российские автомагистрали, ведь путь к улучшению общего состояния дорог в стране должен начинаться именно с изменения нормативной базы.
Вернёмся к развитию проекта. После того как он был представлен общественности на форуме, последовало затишье длиною в год. За это время было выдвинуто множество предложений от ведущих российских компаний и институтов, а итоговый перечень участников проекта будет определён тендером в конце 2013 года. Однако уже сейчас на сайте корпорации «Роснано» можно ознакомиться с набором технологий, одобренных московским правительством после их применения на улице Пятницкой. Основное отличие этого испытательного участка от других состоит в том, что при его организации применялись не только сверхсовременные дорожно-строительные материалы, но и передовые решения в области обеспечения безопасности пешеходов и участников дорожного движения.
Лазерная стена
Данная инициатива является, пожалуй, самой футуристичной. Она поступила от Московского физико-технического института. Предлагается оборудовать пешеходные “зебры” портативными лазерными проекторами, включающимися в тот момент, когда система обнаружит приближающегося к переходу пешехода. В остальное время обзор водителя не будет преграждаться проекцией, однако когда пешеход будет находится в непосредственной близости от проезжей части, проекторы начнут создавать в воздухе изображение шагающего человека. Не заметить его будет просто невозможно.
Эксперимент по организации пешеходных переходов с лазерными проекторами планируется провести не только в столице, но и в Долгопрудном, где находится предлагающий данную разработку институт. Стоимость оборудования, способного создавать видимые лазерные проекции крупного размера, авторы проекта не уточнили, однако отметили, что оно в любом случае обойдётся дешевле устанавливаемых в настоящий момент в российских городах пешеходных светофоров, цена комплекта которых зачастую переваливает за отметку в 1 млн руб.
Многим читателям, интересующимся новинками в области организации комфортного и безопасного дорожного движения, уже наверняка известно, что виртуальные преграды в местах пересечения проезжей части пешеходными переходами предлагалось установить и ранее. Подобная концепция впервые была предложена дизайнером из Южной Кореи по имени Ли Хан Ён. В 2008 году он получил за неё престижную премию iF Concept Award. Концепция его проекционной системы и легла в основу разработки Московского физико-технического института.
В чуть более упрощённом исполнении виртуальные преграды применялись в Австралии ещё в 2007, когда огромный знак «STOP» проецировался на созданную перед въездом в тоннели водяную завесу. Решение Физтеха более амбициозно. Пока ещё оно не было одобрено в качестве рациональной и инновационной технологии по защите безопасности пешеходов, в то время как другие предложения, такие как столбы и парапеты на остановках, уже получили предварительное одобрение.
Шумовые полосы
Данное новшество, по замыслу его авторов, должно обезопасить пешеходов путём создания сильного шума от машин, подъезжающих на большой скорости к пешеходному переходу. Технически это реализуется следующим образом: на расстоянии порядка 20-25 м от зебры на проезжей части монтируется ряд пластиковых поверхностей. При наезде на них транспортным средством производится достаточно сильный шум, предупреждающий пешеходов о приближающейся опасности. Кроме того, создаваемая в процессе проезда через такую полосу препятствий вибрация вынуждает водителей сбросить скорость.
Отметим, что шумовые полосы вовсе не являются для нашей страны технологической новинкой. В 2011-2012 годах их активно применяли в Новосибирске, Калининграде и Санкт-Петербурге. Кстати, именно в Северной столице эксперимент с шумовыми полосами вызвал сильный общественный резонанс. Шум, создаваемый проезжающими по полосам автомобилями, будил жителей близлежащих домов. Кроме того, создаваемая вибрация в некоторых случаях способствовала образованию трещин в стенах построенных вдоль дороги сооружений. Всего в Санкт-Петербурге было установлено порядка 140 шумовых комплексов. Впоследствии санкт-петербургская Дирекция по организации дорожного движения выдала четырнадцать предписаний на их демонтаж.
Вторсырьё
Современные дорожно-строительные материалы, такие как геотекстиль, геосетки, объемные георешетки, нашли широкое применение в дорожном строительстве. Не стоит забывать также и о фибробетоне, применяемом в России с 1979 года и продолжающего служить отличной основой для современных дорог и эстакад. Недорогой и легко транспортируемый геотекстиль используется для разделения слоёв дорожного полотна вот уже боле 10 лет, а практичные георешетки известны дорожным строителям ещё с 1998 года. Одно из поступивших в рамках проекта «Инновационная дорога» предложений связано именно с применением инновационных материалов с целью повышения износостойкости дорожного покрытия. Речь идёт о специальном модификаторе, который планируется добавлять к асфальтобетонным смесям. Он изготавливается из отработавших свой срок автомобильных покрышек и призван поднять прочность дорожного покрытия на новый уровень. Однако обратившись к расположенной на официальном сайте ознакомительной брошюре, мы выяснили, что представляет из себя этот “инновационный” модификатор. Брошюра даёт следующую формулировку: «активный резиновый порошок, полученный в результате сдвигового высокотемпературного измельчения и обладающий нано- и микромозаичной структурой». Точно такая же формулировка фигурировала и в свойствах модификатора «Унирем», продававшегося в России ещё в 2004 году. Александр Наумов, занимающий пост главного аналитика Департамента стимуляции спроса в «Роснано», заверяет, что речь всё же идёт о потенциально новой технологии. Что ж, остаётся лишь дождаться её реализации и посмотреть, сможет ли она конкурировать с современными геосинтетическими материалами.
Стоит отметить, что «Унирем», на который так подозрительно похож предлагаемый в рамках программы «Инновационная дорога» модификатор, был разрешён Росавтодором для широкомасштабного применения ещё в 2009 году. Кроме того, на экспериментальных участках по трассе М-10 он был применён ещё раньше — в 2005 году, а в 2010 году по результатам пятилетней эксплуатации данных участков было составлено заключение. В нём указано, что по истечении пятилетнего эксплуатационного срока коэффициент сцепления покрытия соответствует ГОСТу, а глубина колеи составила 11 мм, что вдвое меньше допустимого ГОСТом значения. Таким образом, выходит, что выносимый в рамках программы «Роснано» проект собирается внедрять технологию, не только одобренную Федеральным дорожным агентством, но и тщательно проверенную многолетним применением на отечественных автомобильных дорогах.
Экопарковки
Данная инициатива пока не была официально одобрена «Роснано», однако даже без государственной поддержки она уже давно активно применяется в крупных городах. Суть метода создания экопарковки заключается в применении прочной газонной решетки вместо традиционного асфальта на парковочных местах. Учитывая нехватку парковочных мест и плохой экологический фон в мегаполисах, будет как нельзя кстати, если проект по внедрению экологических парковок будет одобрен на государственном уровне.
Хорошая освещённость — залог безопасности
Среди предложенных к внедрению проектов имеется также и ряд инициатив по освещению автомагистралей и улиц. Большинство из них призывает к активному использованию светодиодных ламп. Разнятся по большей части лишь способы их энергообеспечения: ряд проектов предлагается питать от городской энергосети, а ряд — от солнечных батарей и аккумуляторов. Но если светодиодные фонари, работающие от солнечной энергии, ещё можно считать логичным продолжением запущенной в 2010 году программы по поднятию энергоэффективности, то предложение применять светящиеся маркеры в разметке дорожного полотна — это действительно новшество, способное по-настоящему упростить жизнь автомобилистам.
Светодиодные маркеры могут применяться на автомагистралях в следующих целях:
- улучшение читаемости разделительной разметки;
- обозначение обочины по краям проезжей части;
- обозначение дорожных отбойников;
- предупреждение водителя о пешеходном переходе.
Учитывая большую степень запылённости российских обочин, моргающие по их краям светодиодные маркеры, работающие за счёт собранной в течение дня солнечной энергии, могут самым положительным образом повлиять на аварийную статистику. Ранее Росавтодор уже пытался внедрять что-то подобное, устанавливая по краям дорог катафоты. Но они быстро покрывались слоем пыли, что затрудняло отражение света. Для светодиодов же пыль вовсе не является существенной помехой, что делает их применение действительно целесообразным.
Предложение об установке светодиодных маркеров поступило от компании, которая уже в течение трёх лет занимается их монтажом на дорогах общего пользования. При этом сами устройства производятся в Южной Корее, а цена на них достаточно высока (порядка 3000 руб. за маркер, способный гореть без подзарядки до 60 часов и полностью заряжаться за 3 часа). В рамках поступившего на рассмотрение в «Роснано» проекта предлагается закупать немного упрощённые, но аналогичные по функциональности светодиодные маркеры в Китае, что снизит стоимость оснащения километра дороги с 1,6 млн до 0.5 млн руб.
Подведём итог. Невзирая на тот факт, что предлагаемые в рамках «Инновационной дороги» проекты можно назвать инновационными лишь с большой натяжкой, эксперты всё же отмечают необходимость их реализации. Применение ряда нововведений на Пятницкой улице наглядно показало их целесообразность и результативность. В сочетании с современными дорожно-строительными материалами данные технологии позволят создать комфортные и безопасные условия передвижения как для владельцев транспортных средств, так и для пешеходов. Пятницкая улица — прекрасная витрина инновационных технологий, но поможет ли она сдвинуть общее состояние российских дорог в лучшую сторону — покажет время.