Геосинтетика в дорожном строительстве: усовершенствование нормативно-технической базы

Использование геосинтетики в сфере дорожного строительства давно перестало удивлять: геосетки выполняют функции армирования дорожного покрытия, георешетки увеличивают несущую способность грунта, а геотекстиль применяется в качестве разделительной прослойки. Глупо отказываться от столь эффективного и относительно недорогого класса материалов, который к тому же ещё и прост в укладке и транспортировке. Хотя массовым и системным его применение в России пока ещё назвать нельзя. В чём же причина? Всё дело в недостаточном развитии нормативно-технической базы. Несмотря на обширный выбор геосинтетических материалов как зарубежного, так и отечественного производства, на сегодняшний день все они сопровождаются лишь сертификатом соответствия ТУ, что идёт вразрез с 21-й статьёй Федерального закона «О техническом регулировании». Согласно данному нормативному акту, на территории Российской Федерации должны иметь силу лишь две стандартизующие категории: ГОСТ P и CTO. Отраслевые стандарты, в свою очередь, должны быть со временем упразднены.
Итак, что же указывают в CTO производители геосинтетических материалов?
- Технические характеристики реализуемой геосинтетики. В данном пункте, как правило, публикуются показатели, полученные на основе расчётов. Некоторые производители проводят полноценные исследования, однако даже в таких случаях испытания проводятся лишь на одном виде геосинтетики, а полученные результаты экстраполируются на все остальные наименования;
- Программы и методики испытаний. В лучшем случае приводимые производителем программы и методики — это всего лишь перевод документаций по геосинтетике от иностранных производителей. Чаще всего этот раздел и вовсе отсутствует в СТО;
- Перечень терминов. Этот раздел включает в себя список терминов, накопленный производителем геосинтетических материалов за всё время работы в данной сфере. Его назначение — помочь покупателю сориентироваться в номенклатуре и выбрать подходящий товар для своих целей;
Как видите, современные методы стандартизации далеки от идеалов и ощутимо сдерживают конкуренцию за счёт ограничения по сравнению геосинтетики от разных производителей. Зачастую у подрядчика, выбирающего дорожно-строительные материалы для своих целей, попросту нет возможности полноценно сравнить их между собой по одним и тем же параметрам и сделать оптимальный выбор. Кроме того, дорожное хозяйство сегодня всё ещё руководствуется нормативными актами, составленными до 2010 года. Учитывая, как выросло разнообразие геосинтетических материалов и как улучшились их свойства, данная документация попросту устарела и не даёт возможности сориентироваться в номенклатуре, не говоря уже о возможности сравнения геосинтетики от разных производителей. Некоторые нормативные документы и вовсе противоречат друг другу в отношении терминологии. Первые подвижки в вопросах улучшения нормативно-технического обеспечения применения геосинтетики произошли в 2010 году. Именно тогда по указанию Росавтодора было составлено два важных для отрасли методических документа. Остановимся на каждом из них более подробно:
Нормативный документ | Описание |
---|---|
ОДМ 218.5.006 – 2010 | Данный документ включает в себя перечень рекомендаций относительно методов испытаний объемных георешеток, геосеток, геотекстиля и других дорожно-строительных материалов в зависимости от сферы их использования. |
ОДМ 218.5.005 – 2010 | В этом документе специалистами был собран полный перечень терминов и определений, касающихся применения геосинтетики при строительстве и ремонте дорог. |
Оба этих документа прошли тщательную проверку и отлично зарекомендовали себя при проведении разного рода сравнительных испытаний. Первое масштабное испытание геосинтетических материалов было проведено Минтрансом Рязанской области при поддержке Росавтодора. В ходе него было осуществлено более 3000 манипуляций на предмет определения модуля упругости, относительного удлинения и других прочностных характеристик. Испытаниям подвергались материалы как российского, так и зарубежного производства.
В ходе испытаний геосинтетических материалов задействовалось высокоточное оборудование. Снятием показаний и их дальнейшей обработкой занимались специалисты из «НИИ транспортно-строительного комплекса». Полученные результаты позволили составить целый перечень национальных стандартов, которые впоследствии прошли все необходимые процедуры соответствия и были утверждены Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии. Большинство стандартов, касающихся использования геосинтетических материалов в дорожном хозяйстве, были утверждены уже в начале 2013 года.
Нормативный документ | Описание |
---|---|
ГОСТ P 55030 – 2012 | Данный стандарт регламентирует методику испытаний для выявления прочности на растяжение геотекстиля. Он применяется при строительстве дорог общего пользования и позволяет подобрать оптимальный материал. |
ГОСТ P 55029 – 2012 | В документе сформулированы основные требования к геосинтетическим материалам, выполняющим функции армирования. Данный госстандарт позволяет избежать расхождений в характеристиках и произвести качественное армирование дорожного полотна. |
ГОСТ P 55028 – 2012 | Данный документ регламентирует терминологию в области дорожно-строительных материалов. Он содержит обширный перечень определений, необходимых для понимания процесса подбора геосинтетики с целью дальнейшего обустройства дорожного полотна. Документ содержит исчерпывающую информацию о классах, видах и подвидах геосинтетики, а также о её функциях и методах использования. |
ГОСТ P 55033 – 2012 | Данный госстандарт описывает методику расчёта гибкости геосинтетических материалов при минусовой температуре окружающей среды, что имеет важное значение для северных регионов России. |
ГОСТ P 55032 – 2012 | Данный нормативный документ регламентирует методики выявления устойчивости объемных георешеток, геосеток и прочих дорожно-строительных материалов к множественным циклам замерзания и оттаивания, что особенно актуально для северных регионов страны. |
ГОСТ P 55031 – 2012 | Данный государственный стандарт описывает способы определения стойкости геосинтетических материалов к воздействию УФ-излучения, а также их склонность к разложению с течением времени. |
ГОСТ P 55035 – 2012 | Документ перечисляет и описывает способы определения сопротивляемости дорожно-строительных материалов к агрессивным физико-химическим воздействиям. По большей части внимание сосредоточено на геотекстиле, так как именно от него зависит, насколько хорошо будет гидроизолирован рабочий слой грунта. |
ГОСТ P 55034 – 2012 | Госстандарт регламентирует методику выявления теплостойкости геосинтетических материалов, используемых для армирования асфальтобетонного покрытия. |
Перечисленные выше документы заложили основу нормативно-технической базы и в значительной степени поспособствовали развитию дорожного хозяйства. И это только начало: в данный момент на рассмотрении находятся ещё несколько значимых для отрасли государственных стандартов. Коротко рассмотрим каждый из них:

- Проект национального стандарта №1. Описывает методику расчёта сопротивляемости объемных георешеток, геосеток и геотекстиля циклическим нагрузкам;
- Проект национального стандарта №2. Регламентирует метод определения устойчивости дорожно-строительных материалов к резким динамическим воздействиям. В документе также описывается методика испытания, проводимого с помощью конуса, сбрасываемого с высоты;
Три нижеприведённые редакции государственных стандартов были выложены в публичный доступ в декабре 2012 года.
- Проект национального стандарта №3. Описывает метод определения прочности геосинтетических материалов при статическом прокалывании;
- Проект национального стандарта №4. Данная редакция ГОСТа регламентирует методику расчёта прочностных характеристик геосинтетики при растяжении под нагрузкой;
- Проект национального стандарта №5. Нормативный документ формулирует требования, предъявляемые к дорожно-строительным материалам, участвующим в армировании нижних слоёв дорожных одежд;
Наряду с вышеперечисленными госстандартами ведётся подготовка ещё двух нормативных документов:
Нормативный документ | Описание |
---|---|
ОДМ №1: Методические рекомендации по оценке долговечности геосинтетики | Описывает методику расчёта эксплуатационного периода георешеток, геотекстиля и другой современной геосинтетики. Для составления документа был оборудован испытательный полигон с целью выявления степени повреждаемости геосинтетики в процессе укладки, так как это оказывает существенное влияние на её долговечность. В ходе испытаний также изучалось влияние микроорганизмов на геосинтетические материалы. |
ОДМ №2: Методические рекомендации касательно подбора геосинтетических материалов, используемых в дорожном строительстве и ремонте | Документ даёт строгие указания по части подбора геосинтетики под конкретные задачи, стоящие перед проектом. Кроме того, в нём изложены методы контроля качества объемных георешеток, геосеток и других материалов, используемых при строительстве и ремонте дорожного полотна. |
Как видим, разработка нормативно-технической базы не стоит на месте. Для более полного охвата функций геосинтетических материалов необходимо создать чёткий перечень государственных стандартов, формулирующих требования к геосинтетике, участвующей не только в формировании дорожных одежд, но и в укреплении склонов, берегозащите и благоустройстве.