Российская РЖД заинтересована в применении геотекстиля
Применение геотекстиля давно позволило решить массу проблем в строительстве, благоустройстве, берегоукреплении, а также при возведении автомобильных магистралей. Но что касается отечественных железных дорог, то в данной сфере применение геотекстиля пока ещё носит скорее ознакомительный характер. А между тем ущерб от размыва железнодорожных насыпей исчисляется десятками миллионов рублей. Ежегодно под усиленный контроль на одной только Московской ж.д. берётся 420 участков железнодорожного пути, каждый из которых подвержен регулярным затоплениям в период паводков. На Октябрьской железнодорожной магистрали таких участков 315, на Горьковской — 68, на Западно-Сибирской — 60.
Как это ни печально, но сегодня даже самые совершенные и высокотехнологичные методы мониторинга состояния железнодорожного полотна не могут со стопроцентной точностью предсказать потерю его устойчивости во время паводков и наводнений. Руководство РЖД пришло к выводу, что для решения проблемы необходимо переходить от наблюдения и анализа к радикальным мероприятиям, способным предотвратить разрушение в самом зачатке. С этой целью планируется использовать геотекстиль — современный высокоэффективный геосинтетический материал, хорошо зарекомендовавший себя во многих отраслях. Давно доказано, что применение геотекстильных полотен позволяет значительно увеличить прочность строительных конструкций, повысив вместе с тем их сопротивляемость внешним факторам. Ещё в 1985 году группа учёных из «Ленгипротранса» вместе с коллегами из ЦНИИСа Министерства транспортного строительства разработали и испытали технологию сооружения железнодорожных насыпей, при которой образующий их грунт размещался в замкнутых обоймах из геотекстиля. Дальнейший опыт применения этой технологии на линии Ямбур — Ягельная показал, что потребность в привозных дренирующих грунтах существенно снизилась. Уменьшилась также и общая стоимость работ по возведению земляного полотна. Сроки строительства сократились в среднем на 25-30%. Но несмотря на проявленные геотекстилем качества, широкого применения он так и не получил. Дело в том, что в 80-х годах не существовало методов раскроя рулонов геотекстиля на месте возведения насыпи, соответственно и общая производительность работ была не слишком высокой. Современные же технологии позволяют раскраивать геотекстильные полотна прямо на перегоне. Более того, полотнища необходимых размеров можно получить на небольшом стенде, включенном в состав звеносборочной базы.
Технология возведения насыпи с применением геотекстиля полностью исключает потребность в промежуточном складировании грунта, а значит, делает использование автотранспорта вовсе не обязательным. Весь цикл работ может быть выполнен работниками РЖД без привлечения каких-либо сторонних организаций. Тем не менее, руководство Российской железной дороги убеждено, что для продуктивного и безопасного взаимодействия всех машин и механизмов, участвующих в укладке геотекстиля, необходима регулярная отработка данной технологии, а также проведение определённых научных исследований. В качестве полигона для всего этого может послужить участок пути Октябрьской ж.д. Следует также отметить, что СНиП допускает выполнение исследовательских операций, не имевших аналогов, в случае, если работы обеспечиваются полноценным научным сопровождением.
Помимо РЖД, в возведении насыпей с применением геотекстиля могут быть заинтересованы службы МЧС России, занимающиеся ликвидацией последствий наводнений.