Ликвидация колейности на автомобильной дороге
За последние 10-12 лет на крупных российских автодорогах, отличающихся высокой интенсивностью движения, в полной мере проявилось такое явление, как колейность. В общем-то, это не удивительно, ведь большая часть этих покрытий была построена ещё в период перестройки, когда ни о каких геосинтетических материалах, укладываемых в основание дорожной одежды и равномерно распределяющих нагрузку на нижележащий слой грунта, никто не слышал. Плоды такого строительства мы пожинаем и по сей день, а между тем колейность сказывается не только на комфорте вождения транспортного средства, но и на безопасности дорожного движения в целом.
По-настоящему громко заявила о себе проблема колейности в Санкт-Петербурге лет 8 тому назад, когда после выполнения одного из плановых обновлений покрытия на проспекте Славы (включая его продолжение по улице Ивановской) на левой полосе появилась колея, глубина которой составляла порядка 16-22 мм.
Детальное изучение такого явления, как колейность, выявило, что причиной его появления лишь в 19% случаев являлась деформация асфальтобетонного слоя, в остальных же 81% случаев слабым местом оказывалось дорожное основание, а ещё чаще — земляное полотно. В целом, такая статистика никого особенно не удивила, ведь Пётр I основал Санкт-Петербург на достаточно слабом грунте. Такова уже специфика Северной столицы, накладывающая свой отпечаток и на качество строительства дорог, улиц, проспектов, домов и даже дворцов.
Говоря о тех 19%, когда причиной колейности является абразивный износ бетонного покрытия, нельзя не отметить тот факт, что при строительстве оно не было рассчитано на столь интенсивный износ. И дело тут не только в интенсивности потока автомобилей, но и в типе их шин. Показатели износа при СССР, которые учитывались при строительстве дорог, были не слишком высокими. Но с падением железного занавеса через открывшуюся границу в страну хлынул поток скоростных зарубежных автомобилей, достаточно большой процент которых был укомплектован шипованными шинами. Эти транспортные средства устроили неподготовленному к таким нагрузкам покрытию настоящее “Ледовое побоище”. И даже если бы на этапе строительства в основание дорожной одежды была бы уложена геосетка, она бы вряд ли исправила ситуацию. В таких случаях нужно кардинально менять дорожное покрытие, отдавая приоритет ЩМА — прочному на сжатие и сдвигоустойчивому покрытию щебнемастичного типа.
Что касается тех 81%, когда виной образования колейности служит деформация грунта в основании дорожного полотна, то здесь за последние несколько лет ничего нового не придумали. Геосинтетические материалы, так хорошо зарекомендовавшие себя ещё в начале 2000-х, доказали свою эффективность при сравнительно невысокой стоимости и простоте монтажа. Будучи уложенными в основание дорожной одежды, георешетки и геосетки способствуют равномерному распределению нагрузок на дорожное полотно и, как следствие, препятствуют возникновению колейности на протяжении длительного срока эксплуатации.