Передовые технологии дорожного строительства обсудили на международном форуме инноваций
С 31 октября по 3 ноября в московском выставочном центре «Крокус Экспо» проходил международный форум «Открытые инновации». В рамках форума 2 ноября состоялась презентация «Инновационной дороги», первые «наброски» которой были представлены на тематическом секционном заседании, где собрались члены правительства разных уровней власти, представители строительных, научных, транспортных и коммерческих организаций.
Как стало известно в ходе мероприятия, главной целью проекта «Инновационная дорога» является комплексная оценка технологий с последующим созданием нормативно-правовой базы по результатам апробации лучших инновационных решений на реальных участках в тестовом режиме. По замыслу организаторов проекта, итогом тестирования инновационных дорог должно стать совершенствование стандартов дорожного строительства и, как следствие, развитие рынка инновационных материалов в этой отрасли. Первые научно-практические опыты будут проводиться на трех образцах российских дорог разного типа: в Татарстане будет протестирован участок новой федеральной трассы, в Рязанской области инновации внедрят в проект региональной дороги, а в Москве объектом исследования станет Пятницкая улица.
Пилотный проект внедрения дорожных инноваций начнется с трассы Казань – Оренбург в Татарстане – в смету работ на этом объекте уже заложено необходимое финансирование и выделены несколько сотен миллиардов рублей. Инновационные технологии и дорожно-строительные материалы будут использованы на скоростной магистрали Шали – Бавлы протяженностью около 100 км. Здесь будут использованы геосетка и геотекстиль для укрепления основания, модификатор асфальтобетона для повышения устойчивости покрытия и армирующие георешетки для защиты от трещин.
Сельская дорога в Рязанской области была выбрана для инновационного проекта не случайно – сейчас на 13-километровом участке двухполосной трассы между сельскими поселениями даже нет освещения. Планируемая модернизация этой дороги предполагает не только установку современной системы светодиодного освещения, но и значительное улучшения состояния дорожного покрытия: в асфальтобетонную смесь планируется добавить универсальный модификатор из сыпучего композита и полиакрилонитрильные фиброволокна. В основании дорожного полотна будут уложены армирующие и гидроизоляционные материалы на основе геосинтетики, а комбинированный геокомпозит предотвратит сдвиги слоев покрытия и образование колейности.
Вопрос с набором инноваций для Пятницкой улицы в Москве пока не решен – для повышения качественных характеристик асфальта будут использованы те же материалы и технологии, что и на других пилотных объектах проекта. Но как внешне преобразить одну их центральных улиц столицы – пока не известно. Возможно, здесь появятся зеленые парковки или другие инфраструктурные объекты европейского типа – все зависит не только от фантазии и возможностей проектировщиков, но и от свободного места для экспериментов, а его тут почти нет.
По результатам прошедшего заседания участники проекта «Инновационная дорога» распределили обязанности и назначили сроки отчетности. Так, техзадание на проектно-сметную документацию должно быть подготовлено уже в текущем году, а в середине следующего начнется реализация работ на пилотных участках, которые будут введены в строй и протестированы в течение полугода в 2014 году.