Новые шаги на пути к общероссийским стандартам на геосинтетические материалы
Уже несколько лет единственным препятствием для широкого использования геосинтетических материалов является отсутствие внятных, признанных всеми стандартов качества и регламентов применения. С проблемой уверенно борются, но лишь в конце прошлого года появились первые результаты. Главный – соглашение крупнейшего в стране государственного заказчика на строительство и ремонт дорог – Федерального агентства «Росавтодор» – и производителя георешетки, нетканого текстиля и прочих геосинтетических материалов, компании СИБУР. В рамках соглашения Федеральное агентство поддержало и признало работу специалистов СИБУРа по внедрению в производство собственных стандартов качества на геосинтетические материалы. Кроме того, «Росавтодор» решил, что при работах на дорожных объектах, курируемых Федеральным агентством, применение георешетки и нетканого геотекстиля будет регламентировано в соответствии с разработанными СИБУР стандартами.
За первым шагом на пути к созданию общенациональных стандартов применения геосинтетики в дорожном строительстве последовал и ещё один – уже в нынешнем году. Вслед за Федеральным агентством признали действующими стандарты для геосинтетических материалов от СИБУР и в Государственной Компании «АВТОДОР».
Если учесть, что агентство и госкомпания являются крупнейшими заказчиками на строительство и ремонт дорог и придорожной инфраструктуры, можно уверенно сказать – первый действительно массовый стандарт на геосинтетику наконец-то появился. Пусть пока речь идет только об ограниченном количестве продукции, пусть решение о том, использовать или нет дорожно-строительные материалы от СИБУР – это выбор подрядчика и субподрядчика – дело сдвинулось с мертвой точки.
География применения геосинтетических материалов
Нетканые геотекстильные материалы и объемные георешетки использовались при строительстве проектов, курируемых «Росавтодором» по всей стране. И везде отмечалось, что износ дорожного покрытия, провалы, вызванные размывание основания дороги, дефекты подпорных стен и придорожных ландшафтных элементов существенно уменьшились – а кое-где и вовсе не проявились.
Климатические условия и интенсивность дорожного трафика при этом были самые разные: геоматериалы применялись и при строительстве трассы «Кола», и на Дальнем Востоке, и в Центральном Федеральном округе – трасса Москва-Чебоксары, например.
Государственная Компания «Автодор» тоже не упустила возможности оценить плюсы использования геосинтетики. Для реконструкции федеральных трасс «Украина», «Дон», «Беларусь», строительстве столичной ЦКАД и трассы с крайне плотным и интенсивным трафиком «Москва-Санкт-Петербург» использовалась и продукция СИБУР. Результаты – не хуже, чем у трасс «от Росавтодора».
Разумеется, до охвата стандартами всей страны говорить рано: даже использование геосинтетики подрядчиком остается делом добровольным. Но прогресс, намеченный уже на федеральном уровне, на уровне крупнейших заказчиков дорожно-строительных работ, показателен.