Внедрению дорожно-строительных инноваций мешает древнее законодательство
Внедрению инновационных технологий и материалов в дорожное строительство России мешает несовершенство законодательства – у нас до сих пор действует устаревшая нормативно-правовая база, препятствующая активной модернизации дорожно-строительной отрасли и повышению качества дорог страны. Вывод о незаинтересованности государства и косности правовой системы в дорожном строительстве сделали участники круглого стола «Инновации в дорожном строительстве: от пилотных проектов к системной работе» - ведущие эксперты отрасли констатировали, что построить качественные дороги в России просто невозможно из-за неэффективного освоения финансирования.
Как отмечают представители Федерального дорожного агентства и транспортного министерства, а также президент РФ Владимир Путин, дорожная отрасль в России финансируется в необходимом объеме и нехватки средств дорожники точно не испытывают. Сложности возникают с эффективным расходованием выделяемых бюджетов: нет единой стратегии развития транспортной сети в контексте экономической ситуации в стране; сильны стереотипы о невозможности качественного строительства в наших погодно-климатических условиях, а также нет правовых оснований для активного внедрения инновационных возможностей в строительство российских дорог. То есть даже несмотря на то, что инновационные дорожно-строительные материалы в стране производятся и есть квалифицированные кадры для работы по европейским технологиям, эти возможности не реализуются из-за нормативно-правовых препон.
На сегодняшний день в дорожно-строительной отрасли складывается такая ситуация, когда на выбор подрядчика строительных работ выбирается компания с самым дешевым проектом или с самыми тесными связями в госаппарате без учета качества строительства и последующих гарантий. Аукционы и тендеры проводятся в условиях монополизации отрасли, поэтому иностранные компании даже не подают заявки на участие в таких заведомо необъективных конкурсах. Такими темпами дорожно-строительная отрасль в стране не только не развивается, но и постоянно деградирует, особенно на фоне постоянно совершенствующей качество дорожного строительства Европы.
Выход из сложившейся ситуации один – восстановление деятельности научно-исследовательских институтов и подготовка актуальной нормативной базы в контексте разработки современной стратегии развития и модернизации отрасли. В нынешних условиях эффективно работать не могут даже зарубежные строительные компании и высококвалифицированные российские специалисты – нормативная база сдерживает технические возможности применения эффективных инноваций и вынуждает дорожников постоянно совершать одни и те же ошибки с одним и тем же плачевным результатом, который мы видим на дорогах России.
Материалы и инновации
Можно долго рассуждать о том, что нынешнее состояние дорожно-строительной отрасли в России – следствие низкой квалификации кадров и дешевизны рабочего труда, плохого климата и некачественных почв, недофинансирования и множества других выращенных многочисленным предубеждениями и традиционными отговорками чиновников проблем. Но давайте взглянем правде в глаза: абсолютно все реальные или мнимые проблемы дорожного строительства решаемы, и многие страны Европы и мира уже нашли им решение при помощи инновационных материалов и современного подхода к привлечению передовых технологий:
- во всем мире в дорожном строительстве используются геосинтетические материалы и активные адгезионные присадки для строительства прочных и надежных дорог, а в России эти технология считаются экспериментальными и практически не используются;
- несущий слой дорожных одежд в Европе укрепляют георешетки и геосетки, а в России нижнее основание не укрепляется и изначально делается в 2-3 раза тоньше;
- в конструкции большинства европейских дорог используется геотекстиль как фильтрационно-разделительная прослойка для распределения нагрузок и предотвращения деформаций основания; в России даже деформированные с годами основания не меняются – ремонтируют только верхнее покрытие дороги;
- европейские проектировщики используют трехмерные модели при разработке проектов дорог и автоматически прогнозируют состояние дорожного покрытия с течением времени, а российские проектные институты только начинают перенимать богатый опыт европейских коллег.